Профессиональное врачебное издание «Медицинская газета» 25.12.2019 № 50 «Бесплатное здравоохранение: На что может рассчитывать гражданин РФ, ставший пациентом?»

По словам министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, в нашей, стране сегодня одна из самых передовых моделей здравоохранения. У нас 75 тыс. медицинских учреждений, в которых трудится 2,5 млн одних только специалистов. Россия - единственная страна, в которой врачи посещают больных на дому бесплатно. Вызова врача на дом нигде больше нет.

Сегодня российские пациенты не должны долго ждать результатов медицинских исследований, в том числе и дорогостоящих. При подозрении на онкологические заболевания со следующего года – это 7 рабочих дней, включая любой метод, компьютерную и магнитно-резонансную томографию и другие методы обследования.

Как замечает Николай Дронов, председатель исполнительного комитета Межрегионального общественного движения «Движение против рака», член Общественного совета при Минздраве России: «Сегодня уже нет бесполезных споров о том, нужна ли нам страховая медицина? Система ОМС становится драйвером российского здравоохранения».

ИНСТИТУТ СТРАХОВАНИЯ

За последние годы в России создан серьёзный институт страхования, который защищает права пациентов в системе ОМС.

Основным принципом реализации ОМС стала гарантия бес¬платной медицинской помощи. На 2020 г. уже утверждён бюджет: базовая программа медицинского страхования будет стоить 2,2 трлн руб. Это более чем в 3,5 раза превышает расходы на оказание медицинской помощи в базовой части, если сравнивать с показателями последних 7 лет.

Люди быстро ко всему привыкают. Мы уже забыли, что в части медицинского страхования бездефицитной программа стала только с 2013 г. Это важный момент, потому что наконец у нас появилась возможность включить в базовую программу ОМС всеобщую диспансеризацию.

В этом и в следующем году в России работает Программа всеобщей диспансеризации населения. Для сравнения, в 2014 г. диспансеризацию могли пройти только отдельные категории граждан и дети. Потом в систему ОМС включили услуги ЭКО, гемодиализ, KT, MPT, ПЭТ-диагностику.

Сейчас возможности ОМС расширяются. Это уже не квоты, как было в 2014 г. ОМС включает в себя солидный перечень медицинских услуг. В рамках базовой программы оказывается высокотехнологичная медицинская помощь, которая стала доступной для населения благодаря ОМС.

Конечно, увеличение финансирования – это хорошо, но не всё. В стране создана система защиты прав застрахованных пациентов. Это не только территориальные фонды ОМС, но и институт страховых представителей, который работает с 2016 г. Теперь они работают на горячих линиях в круглосуточном режиме. Их сотрудники совместно с медицинскими учреждениями организуют проведение профилактических осмотров, диспансеризацию населения. Такой принципиально новый подход внедряется с прошлого года и уже нашёл отражение в рамках реализации нацпроектов текущего года. Это не только непосредственное сопровождение при организации диспансеризации и индивидуального информирования, но и контроль постановки на диспансерное наблюдение. Он предусматривает усиление ответственности роли страховых компаний.

Структуры ОМС участвуют в организации диспансеризации граждан. Страховщики ведут индивидуальную работу с населением страны и информируют людей о её проведении, контролируют постановку граждан на диспансерное наблюдение.

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Уже в этом году сотрудниками страховых организаций проинформировано 50 млн человек о необходимости прохождения диспансеризации. При этом отклик на их работу ежегодно возрастает. До 6-7% ежегодно увеличивается число лиц, проходящих диспансеризацию. Безусловно, на это работают и медицинские учреждения, и то, как организован процесс.

Индивидуальная работа страховых медицинских организаций с застрахованными лицами при¬носит результаты в профилактике, которая сегодня стала приоритетным направлением развития здравоохранения. В 2017 г. ею было охвачено 21,2 млн человек, в 2018 г. – 30,8 млн, а в 2019 г. – 52,2 млн.

Именно от страховых компаний многие узнают, как можно записаться на диспансеризацию, как сделать это удалённо, когда и где её проходить, конкретное число приезда мобильной бригады для проведения диспансеризации и профосмотра.

Страховые компании контролируют диспансерное наблюдение. Всё это важная, серьёзная работа, которая позволяет населению сориентироваться и получить необходимую медицинскую помощь.

Сегодня по результатам текущего периода на диспансерное наблюдение поставлено 4,5 млн человек. Теперь необходимо продолжение этой работы со стороны страховых компаний.

Как часто людей приглашают на диспансерное наблюдение, проходит ли её население? Каковы причины, по которым пациент не может его пройти? Это индивидуальная работа не только с населением в целом, но и индивидуальная работа с каждым человеком, исходя из его заболеваний и других потребностей.

Безусловно, приоритетным направлением считается работа с онкологическими пациентами. Всем известно, как серьёзно увеличилось финансирование направления нацпроекта по борьбе с онкологическими заболеваниями. В этом году на лечение злокачественных опухолей направлено 70 млрд руб. Эти деньги должны обеспечить необходимыми препаратами всех таких пациентов. В следующем году государство планирует увеличить эту статью расходов ещё на 50 млрд.

Чтобы было видно, как оказывается помощь, фонд ОМС и страховые медицинские компании не только мониторят её фактическое оказание. С этого года они определяют нормативы объёма и финансовой стоимости лечения, госпитализаций в стационары, обеспечение лекарствами. Это позволяет довести до пациента все средства, выделенные для его лечения, и добиться доступности медицинских технологий, в которых человек нуждается.

ФОНД ОМС И СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ

Сегодня система страховых медицинских организаций переживает трансформацию. Количество страховых медицинских организаций резко сократилось со 150 до 35. Остались только самые сильные и ответственные. Развивается система защиты прав пациентов на основе страховых медицинских организаций как части системы ОМС.

До 2024 г. в регионах каждая медицинская страховая организация должна иметь профильный офис по защите прав пациентов. Страховые компании и медицинские организации сегодня тесно взаимодействуют. В ФОМС налажены каналы обратной связи с пациентами: телефоны, которые при необходимости позволяют пациенту обратиться в свою страховую компанию и решить вопросы по организации и получению медицинской помощи.

Здесь тоже важно взаимодействие с медицинскими организациями. Организаторы здравоохранения должны понимать, где и что ещё нужно сделать, чтобы пациент мог получить необходимую медицинскую помощь.

Страховые медицинские организации используют инновационные методы для взаимодействия с пациентами. Страховая медицинская организация «Капитал МС» выводит на рынок новый интернет-сервис для пациентов «Виртуальный помощник».

Этот интернет-сервис не требует использования мобильного приложения, он работает через любой мессенджер. Информирование пациентов важно. До недавнего времени страховщики делали это традиционными способами: через смс, телефонные обзвоны, почтовую рассылку. Но люди 20-45 лет не так часто обращаются в медицинские учреждения и с неохотой откликаются на смс-оповещения, зато много времени проводят в социальных сетях и мессенджерах. Для этой категории граждан компания создала интернет-сервис, который позволит получить доступ ко всей информации об организации медицинской помощи по ОМС.

Уже сегодня компания реализовала через свой интернет-сервис образовательный курс для пациентов «Как лечиться бесплатно». На курс можно записаться через официальный сайт «Капитал-МС». Пользователям присылают уроки на электронную почту. Курс размещён на популярной виртуальной платформе «Академия лайфхакера», имеющей несколько миллионов пользователей. За месяц его прошли уже более 2,5 тыс. человек.

В скором времени с помощью «Виртуального помощника» можно будет узнать о диспансеризации, о том, какие возможности предоставляет система ОМС, как получить полис ОМС, какие профилактические обследования можно пройти бесплатно для конкретного пола и возраста, и связаться напрямую со страховым представителем компании.

В дальнейшем наглядные возможности интернет-сервиса для застрахованных «Капитал МС» планирует демонстрировать в медицинских учреждениях, в печатных информационных материалах компании, а также в сети Интернет.

В системе ОМС много лет работает Координационный совет по защите прав застрахованных лиц. В нём участвуют Минздрав России, специалисты Росздравнадзора, страховые компании и другие общественные организации. А в конце этого года в координационный совет вошли представители Всероссийского союза пациентов. В Федеральном фонде ОМС уже отработан алгоритм включения представителей общественных организаций в систему таких координационных советов.

Какие права должны быть у российских пациентов? Какими возможностями они должны обладать? Как нужно работать, чтобы медицинские учреждения и пациенты могли наладить эффективную связь друг с другом? Какие ещё задачи необходимо решить, чтобы пациенты в нашей стране всегда могли рассчитывать на получение своевременной медицинской помощи? Такие вопросы предстоит решать вместе в Координационном совете.

Горячая линия Минздрав СК и КОНТАКТ ЦЕНТР ТФОМС СК

8 (800) 200-26-03/8 (800) 707-11-35