Председатель ФОМС Наталья Стадченко приняла участие в открытии обучающего тренинга-практикума «Бережливое производство»
Председатель Федерального фонда ОМС Наталья Стадченко приняла участие в открытии обучающего тренинга-практикума для специалистов системы ОМС по вопросам бережливого производства.
Пилотный проект «Бережливая поликлиника», реализуемый с 2016 г., позволил сосредоточиться на решении систематических проблем самого востребованного гражданами вида медицинской помощи - в поликлиническом звене.
Основная цель пилотного проекта состояла в повышении доступности первичной медико-санитарной помощи и устранении временных потерь для населения при обращении в поликлиники, участвующих в сфере обязательного медицинского страхования.
Реализация пилотного проекта «Бережливая поликлиника» началась с октября 2016 г. в трёх субъектах Российской Федерации: Ярославская и Калининградская области и город Севастополь. В 2017 г. в проекте приняли участие 40 субъектов Российской Федерации, 301 медицинская организация (125 детских и 176 взрослых поликлиник).
С 2018 г. модель оказания бережливого производства реализуется в рамках нового приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» во всех субъектах Российской Федерации.
За счёт средств обязательного медицинского страхования за период реализации проекта было улучшено материально-техническое оснащение поликлиник на общую сумму свыше 1,3 млрд руб., в том числе приобретено и отремонтировано медицинское оборудование в целях повышения качества оказания медицинской помощи в соответствии с утверждёнными стандартами и порядками. Также проведён текущий ремонт поликлиник, приобретена новая мебель.
Страховые медицинские организации изготовили и разместили в поликлиниках наглядную информацию. Были созданы офисы страховых представителей непосредственно в медицинских организациях для консультирования и сопровождения застрахованных лиц при оказании медицинской помощи. Страховые представители совместно с медицинскими работниками проводили консультации для пациентов, контролировали доступность медицинской помощи, помогали организовать оптимальную маршрутизацию, обеспечивали сопровождение и поддержку пациентов на всех этапах оказания медицинской помощи по полису ОМС.
В поликлиниках размещены иллюстрированные информационные стенды, на которых указывается необходимая информация. Это позволило сделать навигацию пациентов более простой и понятной. Также был обеспечен выпуск полиграфической продукции и видеороликов по диспансеризации, здоровому образу жизни и профилактике неинфекционных заболеваний.
Для записи на приём к специалистам и получения информации о результатах исследований приобретены и установлены инфоматы и телевизионные панели в поликлиниках-участниках проекта, проведены обучающие курсы с врачами, медицинскими сестрами и работниками регистратур по бесконфликтному общению с пациентами.
Одной из страховых компаний в 13 регионах внедрена новая технология мгновенной помощи застрахованным гражданам непосредственно в поликлинике с помощью установленного прямого телефона со страховым представителем.
Были разработаны формы опросов застрахованных лиц по вопросам: доступность и качество медицинской помощи участковых терапевтов и педиатров и в целом в поликлинике, удовлетворённость временем ожидания приёма в поликлинике и при прохождении обследований, возможность и сроки прохождения профосмотров и диспансеризации. Отдельно пациенты оценивали работу регистратуры, лабораторных служб. Это помогло начать выстраивать процесс бережливого производства с учётом оценки и запросов населения.
Результаты опросов показали, что в ходе реализации пилотного проекта удовлетворённость застрахованных лиц работой регистратуры достигла 90%, увеличилась в 2,5 раза доступность медицинской помощи, оказываемой врачами-специалистами; почти в 2 раза выросли удовлетворённость пациентами сроками ожидания лабораторных и инструментальных исследований, работой врачей и среднего медицинского персонала.
Время, затрачиваемое на прохождение диспансеризации, сократилось почти в 6 раз, на прохождение профилактического медицинского осмотра ребёнком в возрасте до 1 года - в 2 раза. Уменьшились сроки ожидания первичной и специализированной медицинской помощи.
Таким образом, без значительных финансовых затрат, обеспечив только более внимательную и удобную работу с населением, поликлиники при помощи специалистов фондов обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций смогли значительно повысить уровень доступности медицинской помощи и, соответственно, удовлетворённости пациентов.
За время реализации проекта страховыми медицинскими организациями было проведено почти 7,5 тыс. опросов об удовлетворённости застрахованных лиц доступностью и качеством медицинской помощи, опрошено свыше 248 тыс. застрахованных.
Мониторинг удовлетворённости застрахованных лиц доступностью и качеством медицинской помощи в медицинских организациях показал: уровень удовлетворённости застрахованных лиц организацией медицинской помощи в медицинской организации вырос в среднем с 66,3 до 73,1%; то же самое в рамках прохождения диспансеризации - с 55 до 63,4%.
По результатам проекта «Бережливая поликлиника» время получения медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях сократилось в среднем на 34,8 минут. Количество пациентов на приёме участкового врача в тех медицинских организациях, которые реализовали мероприятия, предполагающие такой контрольный показатель, увеличилось в среднем на 4,5 человека.
Алексей ПАПЫРИН,
обозреватель «МГ».
Москва.
- 18 июня 2018
- 3323 просмотрa